БІЛІМ

Как флагман казахстанского педагогического образования реагирует на нужды времени

Авторларды қолдау орталығы

[email protected]

Особое место флагмана казахстанского педагогического образования

Время не стоит на месте. Зеленый стебелек постепенно крепнет и превращается в высокое дерево. Оно начинает давать плоды, и мы видим, что не напрасно семя пробивалось сквозь почву. Так и человечество стремится к знаниям, являющимся абсолютным преимуществом и залогом тотального превосходства человека как биологического вида.

Исторически стремление к знаниям реализовывалось с самого рассвета человечества, от отца к сыну, от наставника к ученику. И спустя тысячелетия глубокая суть передачи знаний не так уж сильно и изменилась. На смену глиняным табличкам и папирусу пришли разлинованные тетради, на смену им - One Note и Google Docs, но это всего лишь вопрос формата. Академия Платона или лицей Аристотеля, хотя и являлись в некотором смысле учебными заведениями еще с античных времен, их концептуальное отличие от сегодняшних школ, гимназий или университетов не так уж и велико, и уж точно непропорционально их хронологическому расстоянию.

Тем временем, в результате аграрной и трех промышленных революций глубоко поменялся уклад ежедневной жизни человечества. Сегодня мир стоит у истоков зарождающейся мега-волны Четвертой промышленной революции. Бурное развитие науки, которое наряду с течением времени является, безусловно, отражением потенциала и экономической мощи любого государства, привело нас к эпохе роботов, космического туризма и использования генетически модифицированных животных для трансплантации человеческих органов.

В прошлом многие идеи из фильмов и книг считались выдумкой фантастов, но за короткое время они глубоко вошли в человеческую жизнь и стали повседневными. «Өнер-білім бар жұрттар, тастан сарай салғызған, айшылық алыс жерлерден, көзіңді ашып-жұмғанша, жылдам хабар алғызған», — говорил великий просветитель Ибрай Алтынсарин. Эта концепция степного учителя, еще в прошлом веке точно оценившего, что будущее находится в руках образованного поколения, актуальна и сегодня.

21 век – век стремительного развития науки и техники. Если наша страна отстанет сегодня в гонке за знаниями и талантом, мы потеряемся в потоке мировых цивилизаций. Ведь страны-лидеры науки и техники будут не только осваивать науку и знания, но и воплощать в жизнь свои инновационные технологии. Поэтому перед образованием Казахстана стоят большие задачи.

Учитывая упомянутые выше глобальные перемены, и наш университет, первый казахстанский вуз, модернизируется, «эволюционируется» ускоренными темпами. В конце прошлого года Советом директоров университета была принята Стратегия развития на 2022-2025 годы, которая определяет новый этап развития вуза. Эта стратегия является маяком для всего университетского сообщества, определяет наши цели и задачи на ближайшие три года.

К 2025 году Абай университет – это центр академического превосходства, занимающий лидирующие позиции в Центральной Азии, это педагогический исследовательский университет, реализующий исследования в сфере образования, цифровой вуз, открытый к международному сотрудничеству. Это как социально-ответственный вуз, вовлеченный в решение проблем образования, так и эффективный вуз, являющийся одновременно приятным местом работы и учебы.

Реализуя поставленные задачи, мы намерены оптимизировать прием студентов, повышая качество принимаемых абитуриентов; повысить исследовательскую производительность ППС и докторантов; сделать акцент на развитие «домашней интернационализации»; сохраняя традиции, стать ближе к студентам; взаимодействовать со школами в решении конкретных проблем образования; создавать цифровую экосистему обучения для подготовки специалистов экономики знаний; руководствоваться принципами разумного и бережливого менеджмента.

Наш вуз занимает 62-е место в мире по направлению «Образование и обучение» (Education and Training) согласно специализированного рейтинга QS World University Rankings by Subject, 82-е место - среди вузов в рейтинге QS Emerging Europe and Central Asia (развивающаяся Европа и Центральная Азия). Абай Университет недавно получил 4 звезды рейтинга QS Stars (5 звезд в категории «Преподавание»). По данным Web of Science, университет лидирует среди педагогических вузов РК по количеству публикаций с импакт-фактором.

Наш университет одним из первых внедрил программу дуального образования, проводимую МОН РК. И это уже приносит плоды. Например, на основе дуальной программы обучения в 2019/2020 учебном году 107 наших студентов-стажеров, поступивших в школу в течение года, стали их учителями, а в прошлом году было трудоустроено 297 студентов. Это – забота государства о наших молодых выпускниках. Мы также решили начать новый учебный год с новым содержанием. Мы тесно работаем с Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу» по предоставлению нашим студентам практических навыков в рамках дополнительного образования. Более трех с половиной тысяч старшекурсников обучаются на совместных сертификационных курсах. Это – задел как успешного и плавного входа в замечательную профессию учителя, так и дальнейший стимул к профессиональному развитию педагогов.

Как известно, уже более двух лет весь мир борется с пандемией COVID-19. Большой вопрос, который волновал всех педагогов, это то, как не снизить качество работы, как продолжать передавать знания в условиях внезапного и всеобъемлющего кризиса. Не секрет, что он многому нас научил. Цифровое развитие позволило многое переоценить, пересмотреть имевшиеся стереотипы, понять, что было так ценно в традиционном формате. И сейчас, в солнечный апрельский день, наблюдая из окна ректорского кабинета за студентами, увлеченно разговаривающими и смеющимися у главного корпуса рядом с памятником великого Абая, я еще раз с радостью осознаю, ради чего мы работаем.

Дархан БИЛЯЛОВ,

председатель Правления – ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая